2 для чего нужны ментальные интеллектуальные карты. Как сделать интеллект-карты: пошаговая инструкция выполнения. Интеллект-карты в работе

Интеллект-карты (которые также называют картами памяти, картами мышления и ассоциативными картами) — это способ представить идеи наглядно, и продемонстрировать связь между ними при помощи схем.

Техника создания такой диаграммы связей возникла задолго до того, как появились перечисленные в этой статье онлайн-инструменты.

Сейчас существуют десятки сервисов, которые позволяют создавать интеллект-карты, включающие в себя не только текст, но и другие элементы, такие как изображения, ссылки и видео. Вы также можете работать над картами с другими пользователями, делиться картами в соцсетях, и встраивать их в сайты.

Как преподаватель может использовать интеллект-карты в своей работе?

  • При объяснении нового материала, чтобы организовать и наглядно представить материал.
  • Для проведения мозгового штурма - как при обсуждении нового материала, так и для решения организационных вопросов.

Как учащиеся могут использовать интеллект-карты в обучении?

  • Для написания черновика письменной работы, чтобы организовать свои идеи.
  • При изучении сложной темы, чтобы лучше усвоить материал.
  • В качестве самостоятельного задания, как как альтернатива презентации, постеру или докладу.

В этой статье перечислены 3 бесплатных и простых в использовании инструмента — Bubbl.us, Coggle и Popplet. Если Вы никогда раньше не создавали интеллект-карты, то начать целесообразно именно с них. Если Вам понадобятся более продвинутые функции, то стоит обратить внимание на платные программы, такие как Lucidchart, Mind42, MindMeister, SpiderScribe и Stormboard.

Bubbl.us

Bubbl.us — очень простой онлайн-инструмент. Хорошо подойдет для тех, кому для создания карты памяти достаточно только текста, и кому не нужны такие элементы, как изображения или прикрепленные файлы (в платной версии можно добавлять изображения, в бесплатной версии доступен только текст).

Coggle — бесплатный сервис, позволяющий создавать красивые онлайн-карты. Здесь можно создавать любое количество веток, искривлять их, менять цвета, и перемещать элементы.

Для использования Coggle необходима учетная запись в Gmail. Хороший вариант для учебных заведений, где уже активно используются .

На первый взгляд, Popplet кажется очень простым инструментом, но на самом деле здесь есть ряд интересных возможностей, которые позволяют создавать красивые мультимедийные интеллект-карты.

Карты Popplet могут состоять из множества элементов, содержащих текст, загруженные изображения, рисунки или видео. Элементы можно выделять различными цветами, менять их размер и перемещать. Можно приблизить тот или иной элемент, чтобы рассмотреть его в деталях, или уменьшить масштаб, чтобы увидеть всю карту целиком.

Над картой можно работать совместно с другими пользователями, которые как могут добавлять комментарии к элементам карты, так и создавать собственные элементы. Готовую карту можно распечатать, поделится ей в Facebook или Twitter, экспортировать в формате PDF или PNG. Интерфейс англоязычный. Есть онлайн-версия и приложения для iPhone и iPad. Бесплатно можно создать не более 5 карт. За 3$ в месяц можно создавать неограниченное количество карт. Предусмотрены групповые скидки для школ.

Обсуждение: 9 комментариев

    Интеллект-карты можно использовать по-разному — это зависит от опыта работы с ними и творческих способностей учителя и учеников. У меня, например, студенты рисовали систему времен французского языка. Самое главное — что интеллект-карты хороший мотиватор учебы.

    1. Я тоже использовала подобные задания, только у меня была не система времен французского языка, а способы выражения будущего времени в английском языке и различные значения модальных глаголов.

      В Сети также можно найти много готовых интеллект-карт, посвященных изучению английского языка, что довольно удобно и для учащихся, и для преподавателя.

      Я сама часто строю интеллект-карты, но не по работе, а что называется, для себя, чтобы структурировать собственные идеи.

      1. А мне кажется, что эти карты могут и должны делать учащиеся. При составлении они рефлексируют новый материал.

        1. Но преподавателям тоже иногда бывает необходимо сделать интеллект-карту — не для учащихся, для себя.

          1. Есно могут делать разные люди с разными целями, я просто поделился своим взглядом на место карт в процессе обучения.

    Для создания майнд карт рекомендую mindmeister.net . Как по мне, это лучший софт для майндмэппинга. Есть все что нужно — облачное хранение, шеринг карт, мобильные приложения под Android и iOS, а также много других фишечек.

    Есть ещё mind42 com — давно им пользуюсь

    Coggle симпатично смотрится, мне нравится. Скажите насколько он удобен?

    1. Сложно сказать, удобство — вещь субъективная:).

      Мне кажется, что Coogle — простой и интуитивно понятный инструмент. Но если Вам необходимы продвинутые функции, то стоит выбрать другое решение.

Интеллект-карты не так просты, как кажутся. Они таят в себе огромные возможности, но раскрывают их, только когда созданы с учетом важных правил. Автор методики Тони Бьюзен в книге «Интеллект-карты» расписал весь процесс по шагам. Вспоминайте проблему или тему, с которой давно хотите разобраться, доставайте бумагу и фломастеры. Будем рисовать интеллект-карту по науке.

Шаг 1. Подготовка

Чтобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально - это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно - от центра по кругу.


Интеллект-карты

Расположите лист перед собой. Можно удобно устроиться на полу. Художница Паула Регу специально писала свои картины, расположившись на полу, так как эта «детская» манера позволяет избавиться от условностей и мыслить свободно и творчески. Попробуйте.

Шаг 2. Выберите центральный образ

После того как вы определились с темой интеллект-карты, начните рисовать в центре листа картинку. Используйте хотя бы три разных цвета и постарайтесь сделать изображение объемным и выразительным.

Подойдите к делу творчески - подумайте, как символически выразить вашу тему. Если невозможно обойтись без ключевого слова, напишите его, но сделайте цветным и объемным. Это поможет запустить ассоциативный процесс.

Шаг 3. Определите основные идеи

Главные категории, которые расходятся от центрального изображения в виде основных ветвей, формируют структуру интеллект-карты. Важно выбрать их правильно: они задают творческий импульс и помогают яснее увидеть всю картину.

Определиться с основными ветвями помогут следующие вопросы.

Какая информация или знания вам необходимы?

Если бы это была книга, какими были бы названия ее глав? Какие бы она содержала уроки или темы?

Какие вопросы вам нужно прояснить? (Такие вопросы, как «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?», могут стать весьма полезными ветвями в интеллект-карте.)

На какие подтемы можно разделить основную тему?

Для начала можно записать первые десять слов или образов, которые придут в голову, а затем сгруппировать их под общими заголовками, чтобы сформировать основные ветви.

Шаг 4. Добавьте ветви

Ветви, находящиеся ближе всех к центру, должны быть толще, чтобы подчеркнуть их важность. Над каждой такой ветвью напишите одну из упорядочивающих идей. Дополнительные ветви, отходящие от основной, будут содержать информацию, относящуюся к основной идее.

Придавайте ветвям естественные изгибы, чтобы сделать их визуально более привлекательными. Если каждая ветвь будет выглядеть уникальной, информация запомнится лучше.

Шаг 5. Выражайте идеи через образы

Чтобы добиться максимального визуального воздействия и сделать увлекательным сам процесс, используйте как можно больше образов. Как и со словами, каждая из картинок должна занимать отдельную ветвь. Не переживайте, если талант художника в вас так и не проснулся, - картинки не обязаны быть шедеврами. Быстрые наброски, символы, подойдут как нельзя лучше.

Применение воображения при создании интеллект-карты дает еще одно преимущество: помогает улучшить навык визуального восприятия. Исследования показали: когда речь идет о распознавании изображений, у людей отмечается практически фотографическая память. Самый обычный человек, если ему показать 10 000 фотографий, сможет запомнить более 98% из них.

Когда вы составите 100 своих первых интеллект-карт, вы, вероятно, запомните 100 из 100.

Старайтесь, чтобы ваши образы были как можно более четкими. Чем яснее интеллект-карта, тем она привлекательнее. Четкое изображение стимулирует четкую реакцию. Именно ясность поможет вам увидеть окружающий мир глазами ребенка или художника. Ваша способность к восприятию улучшится.

Шаг 6. Играйте словами

Чтобы сохранить ясность, силу воздействия и свободу, не используйте больше одного ключевого слова на каждую ветвь. Запомнить слово гораздо проще, чем фразу. Ограничивая себя одним словом, вы будете тщательнее его подбирать и активнее использовать навык анализа.

Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова. Это позволит располагать слова достаточно близко друг к другу и разместить на интеллект-карте как можно больше ассоциаций.

Пишите ключевые слова печатными буквами, чтобы их было легче визуализировать. Учитывая иерархию идей, вы можете подписывать ветви строчными и прописными буквами, чтобы показать степень их важности.

Шаг 7. Развивайте синестезию

Синестезия - феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому отклику другого. Например, у человека с синестезией каждый день недели может ассоциироваться с разным цветом и текстурой: вторник может быть синего цвета или походить на ковер с высоким ворсом, а воскресенье может быть желтого цвета и с текстурой мыльных пузырей.

Интеллект-карту можно считать организованным синестетическим инструментом. Используйте все пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Подумайте о силе движения, которую можно визуализировать в естественной форме ветвей, и о том, как еще ее можно проявить в интеллект-карте.

Шаг 8. Создавайте собственные коды

Мы уже убедились, что цвет является одним из наиболее инструментов для улучшения памяти и творческих способностей. Чтобы повысить влияние цвета, создайте собственный цветовой код: соотнесите конкретные цвета с вашими основными идеями. Тщательно продуманный цветовой код поможет быстрее усвоить информацию, представленную на интеллект-карте, улучшит ее запоминание и увеличит количество творческих идей.

Шаг 9. Обозначайте взаимосвязи

Аналогично системе кодов ветви и стрелки можно использовать для обозначения связей между отдельными областями интеллект-карты, показывая, как соотносятся разные концепции. Соединяющие ветви могут принять форму кривых, петель, цепочек или любую другую привлекательную для вас форму.

Стрелки автоматически задают направление взгляду так, что он переходит от одной части интеллект-карты к другой. Они побуждают мозг следовать за взглядом и придают пространственное направление мыслям, стимулируя процесс творческого мышления. Как и соединяющие ветви, стрелки могут быть разными по размеру, форме, объемности. Иногда они разнонаправленные и связывают сразу несколько ветвей.

Шаг 10. Используйте границы и технику чанкинга

Мнемоническая техника «чанкинг» была изобретена американским психологом Джорджем Армитажем Миллером в 1956 году. Чанк (от англ. chunk - кусок, фрагмент) - организационная единица памяти. Когда фрагменты информации поступают в память, они могут быть организованы так, что связанные с ними понятия группируются в один блок. Этот процесс называется чанкинг.

При создании интеллект-карт чанкинг и границы могут быть полезны. Они придают форму, группируют информацию, стимулируя работу краткосрочной памяти. Особенно полезны они при создании сложных интеллект-карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.

Шаг 11. Не забывайте о пустом пространстве

Пустое пространство между элементами интеллект-карты выполняет не менее важную функцию, чем сами элементы карты. Правильный объем пустого пространства вокруг каждого элемента придаст интеллект-карте ясность и структуру, а также сделает ее привлекательнее. А значит, информацию будет легче запомнить.

Разберем основные законы рисования Интеллект-карт

Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»

Максимально свободно выражайте свои идеи.

Будьте творческими, яркими, выразительными.

Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.

***Для этого принципа – одна поправка: если вы рисуете карту не для себя, а для показа другим людям – то тогда стоит все-таки придерживаться тех правил, которые описаны ниже.

Свой собственный

Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!

Преувеличивайте

Если что-то утрированно преувеличенно - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.

Несерьезный

Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.

Красивый

Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!


Белая

Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.

А4 или А3

На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!

Альбомная ориентация

Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально.

Центральный образ


В центре листа

Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо.

Яркий. Запоминающийся

Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!

Цветной (>3 цветов)

Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.

Структура


Радиальная

Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.

Понятная

Для повышения понятности карты используем следующие элементы:

Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.


3-4 ответвления: Помним про закон восприятия: «7+-2». Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.


Ореолы: Используем ореолы, для облегчения восприятия карты.


Ассоциативная

Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты.


Ключевые

Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.

1-2 слова

Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!

В 1 линию


Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку – то проще!

Буквы

Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.


Чем больше – тем лучше

Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.

Значение

Цвета могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвета будут нести важное смысловое значение.


Текстовыделитель

Иногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты – а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).


Центральные толще

Линии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты.

Длина линии = длине слова

Лишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает.

Волнообразные (органичные)

По классике обычно рекомендуется рисовать «волнообразные» линии. Хотя на мой взгляд вполне хорошо подходят и прямоугольные и угловатые линии. Это вполне нормально.

Показывают связи

Линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.


Картинки


Использовать везде где возможно

Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше чем слова!!! Поэтому везде где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками!!!

Цветные

Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!

Объемные (3D)

Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.

Символы

Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.

Итоговая карта

И в благодарность читателям, которые дочитали до конца – привожу карту, на которой собраны все правила рисования интеллект-карт, перечисленные выше.

Добрый день, друзья!

Сегодня я хочу порадовать вас новым контентом, который как раз таки будет про создание контента.

Решил написать статью про создание интеллект карт. Надеюсь, что вы новый год начнете более продуктивно и будете использовать в своей деятельности другие формы контента и структурирования информации, чем обычно. Одна из таких форм и будет сейчас рассмотрена.

Использование и примеры

Если кто еще мало знаком с интеллект картами, то их примеры можно увидеть на моем блоге на страницах "Впервые на блоге" и на странице благодарности за первый комментарий. Также в некоторых статьях я структурирую информацию с их помощью.

С помощью них можно делать все, что угодно:

  • расписывать план вашей деятельности;
  • конспектирование прочтенных книг;
  • проводить мозговые штурмы;
  • структурировать информацию;
  • и даже продавать их по соусом информационных продуктов.

Вот лишь некоторые примеры:

Это простой пример. Имеются же интеллект карты, которые даже сложно разобрать. Вот пример такого майнд мепа, который я отдам вам в качестве подарка в конце этой статьи.

Хотите научиться создавать такие же mind map? Если да, то вы пришли по адресу. Чтобы создать интеллект карту, можно воспользоваться несколькими способами, как с помощью программ, так и онлайн способом.

Материал решил разбить на 2 части, так как вместив инструкции по всех способам в один пост, статья будет просто громадная и вряд ли кто-то ее осилит. Поэтому, сначала я рассмотрю сервис, а в следующем посте покажу основные .

Сейчас же пишу делаю материал для тех, кто любит обходиться без лишнего софта на компьютере. Начнем!

Создание интеллект карт онлайн

Для составления mind map"ов будем пользоваться сервисом Mindmeister . Он платный, но имеется и бесплатный тариф, единственным важным ограничением которого является возможность создания всего лишь 3х интеллект карт. Также нельзя будет экспортировать карту во всех форматах и производить некоторые более профессиональные функции, без которых можно вполне обойтись.

Чем хорош данный сервис, так это возможностью совместного составление карт в системе. Можно пригласить других людей, чтобы совместно произвести мозговой штурм и более тщательно подойти, например к процессу планирования.

Как создать интеллект-карту и оформить ее с помощью сервиса Mindmeister мы сейчас и рассмотрим. Как всегда, даю и видео-урок и текстовую подробную инструкцию.

Для начала мы регистрируемся в сервисе по этой ссылке , выбрав бесплатный тариф под названием базовый. Далее производите регистрацию в стандартном режиме, введя свои данные (имя, e-mail, пароль и согласившись с условиями сервиса).




После подтверждения аккаунта должны попасть в него и находиться на странице "Мои карты", где будет стандартная интеллект карта для примера, чтобы можно было посмотреть возможный вариант создания.


Можно посмотреть на данную карту, нажав на ее название. Выглядит она довольно неплохо, что свидетельствует о богатом функционале сервиса.


Теперь можно перейти к процессу создания собственной интеллект карты. Для этого на той же странице жмем на кнопку "Новая карта" и в списке шаблонов выбираем нужный. Так как нас интересует создание карты с нуля, то выбираем пустой шаблон. В будущем вы можете выбирать и другие варианты шаблонов, чтобы уже иметь какое-то готовое оформление.

Появится центральный блок, который будет служит основной для всех остальных ответвлений интеллект карты. Для придания нужного имени первоначальному блоку, нужно просто кликнуть на него, затем его стандартное название должно выделиться и можно вписать свое название.

Для создания новых ответвлений в пустой области нужно кликнуть 2 раза мышью и ввести название.

Для примера с создам 3 таких блока, чтобы показать основные функции сервиса. Блоки можно перемещать аналогично перемещению окон в операционной системе Windows. Также можно изменять их размеры, используя маркеры в правом нижнем углу каждого ответвления.


Как вы видите, корневой блок имеет уже совершенно другой вид. Фон изменился, шрифт стал жирным и появились иконки слева от названия. Все это настраивается в блоке оформления, который находится в правой области монитора.

Данный блок я описывать не буду, так как все интуитивно понятно в нем. К тому же, при наведении на каждый элемент, появляется всплывающая подсказка, которая делает все понятным. Более подробно я показал все в видео-уроке в начале пункта.

Поэкспериментируйте с оформлением. Я уверен, что все получится. Если же имеются какие-то вопросы и неясности, то пишите в комментариях.

Если же необходимо скрыть блок оформления, то в правой нижней области сервиса жмем на пиктограмму. Разворачивание происходит аналогично.

Рассмотрим еще некоторые полезные фишки сервиса. Начнем с добавление подразделов к уже созданным ответвлениям. Делается это при помощи кнопки "+", когда активен нужный раздел.


Также можно добавлять подразделы и к подразделам. Тафтология получается, но так оно и есть.

Также интересной функцией является связывание разных блоком между собой с помощью стрелки. Для этого нужно нажать на блок, от которого стоит протянуть связь. Далее кликнуть на кнопку стрелки и кликнуть на блок, с которым нужно произвести связь.


Нажав на саму связь, можно изменить ее положение, чтобы как-то изменить путь обхода дабы не накладывать ее на другие элементы в интеллект карте.

Еще можно изменить ее цвет, добавить метку к ней в виде блока, а также удалить саму связь. Для этого стоит нажать на начальную метку связи и выпадет небольшое меню.

Опишу вам еще некоторые полезные фишки сервиса.

  • Отмена последних операций происходит нажатием клавиш Ctrl+z, как и в операционной системе или же нажатием на кнопку отмены операции в самом сервисе;

  • При создании интеллект карты можно также использовать горячие клавиши, что значительно ускоряет процесс. Все горячие клавиши можно узнать, нажав на значок справки в нижней правой области сервиса;

  • В процессе пользования сервисом не нужно сохранять интеллект карту. Все делается автоматически - это несомненно большое достоинство.

В окончание рассмотрение онлайн способа покажу, как пригласить людей для совместного составление или редактирование майнд мепа. Для этого на нижней панели имеется кнопка "Share this map".

После нажатия можно выбрать вариант публичности данной карты, а также пригласить людей, нажав на кнопку с таким же названием.



После этого на e-mail человека придет письмо с приглашением к просмотру или редактированию карты, что он в дальнейшем и сможет делать. Но обязательным условием является то, что он должен быть участником сервиса, то есть зарегистрирован в нем.

В конец рассмотрение сервиса Mindmeister конечно же стоит вопрос, как сохранить интеллект-карту к себе на компьютер? Не проблема! На нижней панели в правом нижнем углу имеется иконка загрузки, нажав на которую, можно выбрать необходимый вариант экспорта.

Вариант для экспорта много. Можно производить экспорт, как в обычное изображение, так и в документы MS Word, Powerpoint и даже в программу-монстр по интеллект картам - MindManager , которую рассмотрим в следующем посте.

Не все форматы доступны на бесплатном тарифе, как и не все функции сервиса. Но для обычного пользования вам вполне подойдет экспорт в изображение и в формат PDF.

Форматы, требующие платного тарифа, обозначены зеленой пометкой со словом "Апгрейд".

Сервис мы рассмотрели. В окончание дам совет! Если при форматировании интеллект карты вы использовали какие-то комментарии к блокам, добавляли в них ссылки на какие-то страницы в интернете, то при экспорте в изображение они доступны не будут. В таком случае делайте экспорт в pdf формат. Тогда все комментарии, пометки и ссылки, используемые при составлении, будут вынесены на отдельный лист.

Итак, какой можно сделать вывод по сервису? Несомненно, он хорош своим функционалом. Недостаток - платный, но на бесплатном тарифе основные функции доступны и их более, чем достаточно для обычного пользователя.

Также недостатком является хранение лишь 3 карт в аккаунте. Можете обойти это ограничение. Догадались уже как? А можно просто каждую новую карту создавать редактированием предыдущей, но тогда предыдущие майнд мепы будут утеряны. Тут уже решать вам!

Что касается меня, то попробовав Mindmeister, я решил взять его в постоянное пользование. Но также я активно пользуюсь и лидером в области составления интеллект карт - программой MindManager.

Подробнее про нее, а также про аналоги я написал в этой статье , которая вам будет полезна, если интересны действительно профессиональные инструменты в работе. Для обычного же структурирования информации будет достаточно и онлайн сервиса.

В окончание статьи вопрос: "А вы используете метод интеллект карт при ведении своей деятельности, упорядочения информации, а может и для систематизации своей жизни?". Хотелось бы узнать, как вы используете данный инструмент, если это так.

На этом все, друзья! Пока!

Ах да! Совсем забыл о подарке, который обещал. Будет полезен он всем, кто ведет свой блог.


Даю вам, ранее предоставленную интеллект карту, в которой по полочкам разложен весь процесс организации конкурса.

Ведь посмотрите, как сейчас они проводятся. На популярных блогах, ясное дело, все пучком. Аудитория уже есть, а значит участников также искать не нужно. А как же быть новичкам? Они объявляют конкурс, а участников максимум 5. В большинстве случае вообще никого нет.

Все дело в том, что нужно не только придумать конкурс, а правильно отнестись к его организации, оповещению людей и так далее. Обо всем этом в интеллект карте ниже. Качайте ее и пускай о ваших конкурсах будет трезвонить весь рунет.

Посмотреть изображение в полном размере можете, кликнув на него ниже. Или же скачайте, нажав на кнопку под картинкой.

Кстати, это идеальный пример того, как стоит использовать данный инструмент для структурирования и упорядочивания информации. Берите за эталон.

P. S. Чтобы никто не подумал, что этот mind map моего производства скажу, что это не так. Другой блоггер постарался на славу, сделав такой пошаговый мануал.

Если вам понравился данный материал, то буду благодарен, если поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях. Кнопочки имеются немного ниже.

На этом точно все. Спасибо за внимание и до скорой!

С уважением, Константин Хмелев!

Интеллект-карта (mind map, известная также как майнд-карта, карта мыслей и ментальная карта) - это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи. Применять интеллект-карты можно с самыми разными целями: чтобы генерировать идеи, готовиться к презентациям, организовывать и проводить различные мероприятия, конспектировать лекции, запоминать большие объемы информации, планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время и многое, многое другое.

Радиантное мышление

Тони Бьюзен: «Изучая структуру головного мозга, я обнаружил то, что так настойчиво искал. Меня вдохновил тот факт, что мозг человека состоит примерно из 100 миллиардов клеток, каждая из которых вносит свой вклад в мыслительный процесс. Строение нейронов не могло не вызывать восхищения: от центра клетки во все стороны отходят отростки, напоминая разветвленное дерево. Меня осенило, что с помощью диаграммы на основе этой модели можно создать универсальный мыслительный инструмент. Это стало отправной точкой для развития теории радиантного мышления, что в итоге привело к созданию техники построения карт мыслей»

Если коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций. При этом с момента появления - а произошло это в середине 1960‑х годов - техника составления интеллект-карт доказала, что служит не только отличным способом ведения записей, но и представляет собой эффективный инструмент мышления. Теория стремительно развивалась и нашла применение в самых разных областях - от стимулирования творческого мышления до улучшения памяти и борьбы с деменцией.

Этапы создания интеллект-карты

У хорошей интеллект-карты три основные составляющие.

1. Центральный образ, передающий тему (предмет) изучения.

Так, если интеллект-карта нужна вам для планирования проекта, в центр можно поместить изображение канцелярской папки. При этом от вас не требуется особых художественных навыков.

2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения.

Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на «побеги» второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.

3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.

Итак…

Шаг 1

Разместите лист бумаги перед собой горизонтально (как если бы вы решили нарисовать пейзаж). В центре с помощью хотя бы трех разных цветов изобразите предмет, который вы хотите изучить. В нашем примере это пьесы Уильяма Шекспира. Если не хотите рисовать портрет великого поэта, нарисуйте перо с чернилами или любой другой символ. Центральный образ стимулирует воображение и вызовет ассоциации. Если в центр нужно поместить слово, пусть оно выглядит объемно и сопровождается изображением.

Шаг 2

Выберите цвет и нарисуйте толстую ветвь, отходящую от центрального изображения, как ветка от ствола дерева. Придайте ветви естественный изгиб, так как визуально это более привлекательно для мозга и повысит вероятность запоминания информации на этой ветви. Закрасьте ветвь. Ее толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.

Шаг 3

Подпишите ветвь одним словом или заглавной буквой. В нашем примере интеллект-карта посвящена пьесам Шекспира, а значит, первую ветвь можно назвать «КОМЕДИЯ», «ТРАГЕДИЯ» или «ИСТОРИЯ». Вместо слова можно нарисовать маску комедианта, кинжал или корону.

Шаг 4

Нарисуйте второстепенные ветви, отходящие от главной. Затем ветви третьего уровня, отходящие от второго. Каждую ветвь подпишите одним словом, или символом, или комбинацией из того и другого. У каждого символа должна быть отдельная ветвь. Не торопитесь: оставьте несколько веток пустыми, это стимулирует мозг придумать, чем их заполнить.

Шаг 5

Выберите другой цвет и нарисуйте следующую основную ветвь, отходящую от центрального изображения. (Многим новичкам легче двигаться вокруг центрального изображения по часовой стрелке, но вы можете действовать как вам удобно.) Как и раньше, нарисуйте ветви второго и третьего порядка и подпишите каждую из них. Добавьте еще несколько основных ветвей, чтобы в итоге их получилось пять или шесть.

Шаг 6

Теперь, когда у вас появилась структура из основных ветвей, можно свободно передвигаться по всей интеллект-карте с ветви на ветвь, заполнять пропуски и добавлять новые дополнительные ветви по мере возникновения ассоциаций.

Шаг 7

При желании можно добавить стрелки, соединительные линии и звенья между основными ветвями, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между ними. Вуаля - вы создали свою первую интеллект-карту!

Идем дальше

Можно продолжить работать над приведенным примером и расширить интеллект-карту, чтобы она включала, например:

Все 37 пьес Шекспира,

Его сонеты и поэмы,

А также основные факты, относящиеся к его жизни и исторической эпохе.

Запомнив информацию, представленную на карте, вы будете знать множество фактов о жизни и творчестве великого поэта и при случае сможете блеснуть этими познаниями. Поскольку в процессе создания интеллект-карт задействованы оба полушария головного мозга, эта техника многофункциональна и применима ко всем когнитивным функциям, включая память, творческое мышление, обучение и все формы мышления. Это одна из причин, почему эту технику называют «швейцарским армейским ножом для мозга».