Подвижные игры на перемене. Игры для детей на переменке. Сборник подвижных игр на перемене

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменах.

Длинный хвост

Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:

Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Тому, кто поднял руку не вовремя, начисляют штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всего штрафных очков.

Светакостяирадима

В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой

В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:

Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:

Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:

Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла

Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух.Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца

Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

  • клоуна
  • старой бабушки
  • крадущейся кошки
  • пьяного человека

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер

В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост

В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.

Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка

И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.

Игры на перемене в начальных классах

Пилипенко Людмила Николаевна, учитель Плодовской ОШ Бахчисарайского района Республики Крым

Качество учебного – воспитательного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Особое место отведено организации малоподвижных и подвижных игр на переменах с учащимися начальных классов.

Проведение динамических пауз способствует сплочению детского коллектива, лучшему восприятию учебного материала, физическому развитию и воспитанию волевых качеств; в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность.

Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.

Предлагаю для коллег некоторые игры, которые можно использовать при проведении динамических пауз в начальных классах.

Зеленый, красный, желтый

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками (зеленый, красный, желтый) - посредине. Учитель дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.

Смена номеров

Играющие дети становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звѐзды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаѐтся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаѐт с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков

сразу же, как только они пробегут мимо него.

«Кот и мышь»

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Русская народная игра «Зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые,

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладѐт ленту на плечо одному из

играющих, который, заметив это, быстро берѐт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарѐй. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

Золотые ворота
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками

Правила игры

    Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

    Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.

    Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.

    Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»

Шишки, желуди, орехи

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Правила игры

    Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

    Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Хлопки

Хлопки - веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей. Эта детская игра хорошо подойдет для проведения на переменах в школе.

Игроки встают в круг. Каждый игрок получает порядковый номер.
Все игроки вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям. При этом один из игроков на хлопки в ладоши говорит свой номер, например - «пять-пять», а на хлопки по коленям – номер любого другого игрока.
Игрок, не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из игры.
Побеждают два последних оставшихся игрока.

Правила игры

    Игроки встают в круг.

    Каждому игроку присваивается порядковый номер.

    Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два - по коленям.

    Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а, хлопая по коленям – номер любого другого участника, стоящего в круге.

    Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.

    Побеждают два последних оставшихся игрока

Три, тринадцать, тридцать

Три, Тринадцать, Тридцать – игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей.

Описание игры
Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел – какое действие обозначает.
Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Если водящий (учитель) говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т.д. (Можно придумать самые разные движения)
Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.

Правила игры

    Участники заранее договариваются - какое из чисел – какое действие обозначает

    Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук

    Водящий называет определенное число – участники должны быстро выполнить соответствующее действие

    Водящий может называть числа в любом порядке

    Игрок, допустивший ошибку, отходит на один шаг назад и там продолжает игру

    Выигрывает тот, кто по окончании игры останется на исходной позиции.

Съедобное - несъедобное

Для игры необходимы: группа игроков, сидящих рядком, ведущий и мячик. Ведущий кидает мячик каждому игроку по очереди и при этом произносил какое-нибудь слово. Если слово «съедобное» (т.е. обозначало какую-нибудь еду: «мороженое», «колбаса»), то игрок должен мячик поймать. Если «несъедобное» («табуретка», «чашка») – оттолкнуть. Тот, кто ошибается (ловит мяч) – меняется местами с ведущим.

Для игры требуется хорошая реакция и внимание.

Испорченный телефон

Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон».

Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.

Ручеек

Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим.

Кот и воробьи

На полу мелом или веревкой обозначается круг. В кругу будет стоять «кот», а за чертой «воробышки». По сигналу учителя последние начинают запрыгивать в круг, а задача «кота» быстренько поймать одного из них. Тогда пойманный «воробей» сам становится «котом».

Ассоциация

Один играющий передаёт другому слово, например, « море », а другой на ушко говорит слово, которое связано по смыслу, например « рыба» и так далее. Потом последний человек говорит вслух то что ему передали.

Найди спрятанный предмет

Один ученик отворачивается, остальные дети прячут предмет (палочку, кубик и т. п.). После этого сообщают "маршрут" тому, кто будет искать: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти семь шагов вперед и можно искать.

Как живется твоим вещам

Учащиеся выходят к столу. Все рассматривают его одежду и отвечают на вопрос учителя: "Хорошо ли живется рубашечке у Андрея?" Дети отвечают: "Хорошо. Она отглаженная, чистая, все пуговки на месте". Обсуждается не только одежда ученика, но и прическа. обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным.

Режим дня

Учащимся раздаются сюжетные картинки, на которых изображены режимные моменты школьника. Учащиеся рассматривают картинки, затем быстро выстраиваются друг за другом, соблюдая последовательность выполнения режимных моментов.

Как мы одеваемся?

Учащиеся задумывают названия предметов одежды: платочек, платье, варежки, туфли, носки и пр. Каждый ученик тихонько называет задуманное учителю (не должны повторяться одни и те же предметы). Потом кто - то из детей (вначале это делает учитель) рассказывает, например: "Собрался я кататься на санках и надел на себя...". Прервав рассказ, он указывает на любого ученика, который называет задуманное слово. Учащиеся должны сказать, правильно ли оделись в данном случае дети.

Палочка, остановись!

Ученики становятся в круг, учитель - в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: "О чем будем рассказывать?" - "О зиме". Учитель предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом, дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.).

Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, учитель говорит: "Стоп! Палочка, остановись!" - и этот ученик выходит из круга

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Кто это?

Ученики поочередно берут карточки у ведущего, но так, чтобы дети не видели, что там нарисовано. Тот, кто вытянул карточку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

Перекресток

Для игры нужен "перекресток" (рисуют мелом). На перекрестке должны быть "переходы", "островки безопасности", линии "стоп". Ведущий в роли светофора стоит в центре перекрестка. Учащиеся делятся на две группы: пешеходы и транспорт. По сигналу "светофора" пешеходы переходят улицу. Движется транспорт. Ведущий следит за соблюдением правил уличного движения. Нарушителей исключает из игры. Побеждают те, кто не нарушает правил уличного движения.

Ловкий пешеход

Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - пешеход не имеет права переходить улицу, выбывает из игры. Попал в желтый - получает право еще раз бросить мяч.

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. Водящий произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.

Удочка.

    Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч.

    Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

    Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

Третий лишний.

    Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет.

    Убегающий игрок спасется от преследования, если возьмет за руку одного из пары.

    Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

    Дети стоят за линией круга. В центре круга – ведущий. У одного из игроков мяч.

    Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок.

    Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, стает на его место.

Прыгающие воробышки.

    На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая "кошка" становится в середине круга, остальные участники игры "воробьи". Они находятся вне круга.

    По сигналу "воробьи" начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него.

    «Кошка» ловит.

    Пойманный «воробей» находится в центре.

    Когда попадаются все "воробьи", выбирается новая «кошка».

    Побеждает та «кошка», которая сумеет быстрее других поймать всех "воробышков".

Два Мороза

    На противоположных сторонах площадки, на расстоянии 10-20 метров отмечается линиями "дом" и "школа". Выбирается два "мороза". Остальные ребята располагаются за линией "дома", посредине стоят два "мороза".

    "Морозы" обращаются к ребятам:

- "Мы два брата молодые, два мороза удалые".

Один говорит: "Я мороз - красный нос", другой говорит - "Я мороз - синий нос". Вместе говорят: "Кто и вас решится в путь дороженьку пуститься?" Все ребята отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"

    После этих слов ребята бегут из "дома" в "школу". "Морозы" ловят их и "замораживают". Остальные останавливаются и стоят неподвижно. "Морозы" обращаются к ребятам с теми же словами, а те, перебегая обратно в "дом", дотрагиваясь до детей, "размораживают" их. "Морозы" пытаются "заморозить" оставшихся участников. После двух перебежек из непойманных назначают новую пару "морозов", а пойманных отпускают.

    Повторяется 3-4 раза. Побеждает пара, поймавшая большее количество ребят.

Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако, освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится ученик, не успевший занять место.

Совушка
Выбирается водящий - «совушка». Играющие – на площадке, а «совушка» - в гнезде (отведенное для этого место).По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.

По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает»- «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.

……………………………………………………………………………..

Желаю всем крепкого здоровья, удачи и успехов.

Подвижные перемены — это релаксация и оздоровление. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:

  • Участие в игре — добровольное, по желанию.
  • Старшим и младшим школьникам выделяют для этого отдельные места.
  • Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
  • Правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми.
  • Сюжет — хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.
  • Игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок.
  • Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Роль игр на перемене в школе:

  • Адаптация к новым условиям младших школьников.
  • Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
  • Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
  • Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
  • Снижение зрительного напряжения.
  • Переключение внимания, профилактика утомления.

Игры на перемене для младших школьников

  • Перебежки

Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.

Ребенок в центре подает команду: «Меняйтесь!» Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водящему надо не упустить момент и попытаться занять любое свободное место.

  • Глухой телефон

Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.

  • Ручеек

Принимает участие нечеткое количество учеников. Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.

Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.

Активный отдых для учеников средней школы

  • Третий лишний

Один ребенок — ловец, остальные дети делятся на пары. Встают в круг: один из пары впереди, второй — сзади.

Надо выбрать того, кто будет убегать от водящего первым. Этот игрок во время бега может встать впереди любой пары. Из образовавшейся тройки участник, стоящий последним, срывается со своего места и убегает по кругу от ловца.

Убегающий имеет право встать впереди любой пары. Если его успели догнать до этого, он сам становится водящим.

  • Путаница

Для этой игры на перемене в школе нужно минимум пространства. Одноклассники выбирают одного водящего, которому придется на время выйти в коридор (или кабинет). Оставшиеся дети стают в круг, держась за руки.

Их задача — запутаться, не размыкая рук. Они могут переступать друг через друга, пробираться под соединенными руками других детей.

Закончив с этим, зовут ребенка-водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Цель вошедшего — разобрать путаницу, указывая участникам, как им переступать или поворачиваться. Если он ошибся и «нитка разорвалась», все начинается снова.

  • Вытолкни меня

Участники становятся внутри начерченного на земле круга. Их руки — за спиной. Учитель подает сигнал. Услышав его, каждый ученик должен выталкивать одного из соседей за черту. Действовать можно спиной, плечами и локтями. Запрещено использовать кисти, чтобы хватать и толкать, а также голову. Сумевший остаться внутри круга — победитель.

Игры для старшеклассников

Игры на перемене в школе для подростков отличаются четкими правилами, а сами дети сознательно их соблюдают.

  • Чехарда

Участники, поделившись на несколько команд, становятся в колонны. Первый ученик из каждой команды приседает на корточки, согнув голову. Задача остальных — перепрыгнуть через него и присесть впереди.

Сделать все нужно с максимальной скоростью. Когда первый участник окажется в конце колонны, он перепрыгивает через всех и занимает свое первоначальное место. Побеждает команда, которая быстрее закончила игру.

  • Придумай сам

Участие принимают 2 команды. Кто-то первым из одной команды придумает несколько упражнений и встает на место. Дальше продолжает игрок из другой команды, потом снова из первой.

Что такое школа? Школа – это место, где дети получают знания. Но преподаванием школьных предметов школа не ограничивается.

Знания, опыт, умение общаться, решать проблемы, справляться с трудностями – все это ребенок может почерпнуть из ежедневной школьной игровой деятельности.

Какие же игры с детьми в школе на уроке или перемене можно применять? Давайте выясним, для чего вообще нужны игры?


Для чего играть

Дать детям психологическую разрядку и отдых от напряженной работы;

Позволить детям выплеснуть скопившуюся во время долгого сидения на уроке энергию;

Сблизить одноклассников, научить их общаться, коллективно и бесконфликтно решать вопросы;

Развивать физическую выносливость, волю, взаимопомощь и поддержку;

Развивать логику, быстроту реакции, сообразительность, ловкость, мышление.


Для знакомства

Всевозможных игр существует великое множество: тихие и подвижные, игры на уроке и на перемене, для детей и их родителей, летние и зимние и т.д.

Попробуем разбить все многообразие игр на группы:

Игры для знакомства – как правило, такие игры просто необходимы для первоклассников, либо при появлении новичков в классе. Игры для детей на сближение несут в себе «миротворческую» функцию и дают хороший эффект. К таким играм можно отнести:

- «Снежный ком» - хорошо знакомит ребят друг с другом. Ребята встают в круг или сидят на местах. Первый произносит свое имя (и если усложнить задание, свое качество, начинающееся на первую букву имени), к примеру: Иван, интересный. Далее второй ребенок повторяет первое имя и называет свое: Иван интересный, Ксения красивая и т.д.

- «Ладошка» - вырезать из бумаги столько ладошек, сколько учеников в классе, в центре каждой ладошки написать ФИО ученика и перемешать. Раздать всем ребятам. Ребенок на пальчиках бумажной ладошки должен написать качества попавшегося ученика (смелый, веселый, добрый).


На перемене

Игры на перемене – как правило, на перемене не так много времени для игр, тем более у малышей (поход в столовую, подготовка к следующему уроку занимают практически всю перемену). Оптимальны для перемены игры по Правилам дорожного движения (ПДД):

- «Жезл» - учитель первому ученику должен дать жезл, тот передает жезл второму ученику, который берет жезл обязательно правой рукой и перекладывает в левую. Только после этого передает третьему. Учитель говорит «Стоп». Ученик, в чьих руках в это время оказался жезл, должен сказать любое правило дорожного движения.

- «Светофор» - учитель подготавливает три кружка: зеленый, желтый, красный. И поочередно показывает их ребятам. Красный – ребята приседают («на красный свет идти нельзя»), желтый встают на месте («Ожидание»), зеленый – делают шаг вперед («на зеленый свет иди»). Постепенно ускоряя темп. Дети, которые ошиблись, выбывают.

Для детей в продленке

Группа продленного дня призвана не только занять свободное время ребенка пока родители на работе, но ее основная функция – это социализация ребенка. Необходимо дать ребенку возможность самоутвердиться, выразиться, наладить контакт со сверстниками. Ребята начальных классов пока еще настроены на игры. В продленке – это, как правило, тихие игры, т.к. в старших классах в это время идут уроки.

Какими играми можно занять ребенка в продленке? Это любые развивающие игры:

Всевозможные раскраски, пазлы, рисование, гравюры - больше подходят для девочек;

Техника оригами – развивают моторику;

Новшество в современных играх – флексатоны, гексафлексагоны, «бесконечные открытки» – чрезмерно привлекает и завлекает детей, с большим разнообразием видов флексагона дети могут быть заняты часами – развивают моторику рук, пространственное мышление;

- «падающая башня» - это обычно, деревянные брусочки, сложенные определенным образом. Дети по очереди вытаскивают по одному брусочку до тех пор, пока башня не упадет. Развивает усидчивость, пространственное мышление;

Ребусы, анаграммы, кроссворды – здесь оптимально использовать изученные словарные слова для лучшего усвоения их детьми;

Игра в слова: первый ученик называет любое слово, второй – слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего и так далее. Можно усложнить задание: называть только животных, или растения, деревья, города и т.д. Игра обогащает словарный запас школьника, эрудицию;

- «крокодил». Все дети любят играть в эту игру: учитель заранее пишет на листочках задания – кого-либо или что-либо показать (в младших классах это может быть зверюшка или какой-либо предмет, для детей постарше – показать какое-либо действие, к примеру: «папа строит дом», «по телевизору показывают новости», девочка получила двойку»). Ребенок читает задание про себя (не вслух) и жестами и мимикой показывает. Игра избавляет детей от стеснительности, нерешительности, зажатости;

-«закорючка» - на листе бумаги первый ребенок рисует любую закорючку, второй пририсовывает еще одну и так далее, пока не получится реальный предмет. Развивается логика и пространственное мышление.


Народные

Народные игры, они относятся к категории спортивных. Эти игры знакомят нынешних детей с культурой, русскими обычаями, развивают быстроту, ловкость, гибкость, вовлекают ребят в активную деятельность. Назовем лишь некоторые игры:

- «Кто первый?» - учитель делит класс на две команды, строит их в две шеренги, расстояние между шеренгами – 20-30 м. Дети в каждой шеренге должны взяться за руки. По сигналу учителя шеренги должны приблизиться друг к другу и образовать в центре площадки круг, взяться всем за руки и медленно двигаться по заданию учителя (вправо, влево, быстрее, медленнее). По сигналу учителя «Все на места» - дети расцепляют руки и как можно быстрее возвращаются на место.

- «Горелки» - ребята встают в шеренгу парами. Перед ними спиной становится водящий и говорит: «гори-гори ясно, чтобы не погасло, раз-два-три последняя (третья, четвертая) пара беги. Названная пара (дети должны очень внимательно следить за номером своей пары) должна обежать всю шеренгу и занять место впереди нее, став первой парой. В это время водящий занимает место в первой паре. Кому места не хватило, становится водящим.

- «Салки» - из ребят выбирается водящий, который должен «осалить» разбегающихся детей. Осаленный ребенок становится водящим.Подобные игры широко применяются для гиперактивных детей, для детей во время народных гуляний, на масленицу.


Подвижные

Подвижные игры в школе для детей – как правило, на уроках физкультуры либо во время прогулки на школьном дворе, где есть достаточное пространство для 30 человек, а также можно покричать, побегать, не мешая остальным учащимся. Цель таких игр – выплеснуть энергию, размяться, снять умственную усталость, сблизиться со сверстниками. Учитель может включить музыкальное сопровождение, в спортивном зале это возможно сделать.

Таких игр огромное количество, предложим в качестве примера некоторые:

  • «Сороконожки» - разделить класс на две команды и выстроить в две шеренги параллельно друг другу. На расстоянии 40 шагов от каждой команды ставится стул или флаг. По свистку учителя первый игрок каждой команды добегает до стула, обегает его и возвращается. Второй игрок при приближении первого захватывает первого игрока за талию и повторяют путь до стула, затем третий, четвертый и далее. Цель – не расцепить руки и как можно быстрее всем игрокам обежать преграду и вернуться сцепленной шеренгой назад. Игра развивает ловкость, быстроту и координацию.
  • «Земля и вода» - дети встают в произвольном порядке. Учитель кричит слово «земля», дети должны прыгнуть на один шаг вперед. Затем учитель говорит «вода» - дети прыгают на шаг назад. Усложняя задания, можно придумывать синонимы к слову «вода» (океан, море, лужа, озеро») – дети прыгают назад; к слову «земля» - поле, пустыня, лужайка, берег – дети прыгают вперед. Кто ошибся – выбывает из игры. Игра развивает внимательность.
  • «Бульдог» - пространство должно быть достаточно широким и ограничено финишными прямыми с двух сторон. Один ученик – бульдог – становится в центр площадки. Остальные ученики становятся в один из концов площадки. Когда бульдог выкрикивает «Вперед», дети должны перебежать на другой конец площадки. Если бульдог поймал кого-то, пойманный становится рядом с ним (получается два бульдога) и помогает ему ловить детей. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один не пойманный ученик. Эта веселая игра развивает скорость, ловкость и снимает напряжение.

Игры во время перемен с младшими школьниками.

Подвижные игры должны отвечать следующим требованиям:

·- все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;

·- проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;

· -игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;

·- в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию.

Лучше всего использовать на переменах игры, знакомые детям, чтобы не терять время на объяснение новых. Но если игра новая, то целесообразно после короткого объяснения ее сути попробовать игру, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся ее поняли. Затем внести поправки, после чего начинать игру по всем правилам до соответствующего результата.

    Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

2. Передача мяча

Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.

Примечание.Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.

3. Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

4. «Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний - ягненка, остальные - овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

5. Эстафета со скакалкой

Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

6. «Стоп!»

На одной стороне площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие, на другой – спиной к играющим становиться водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевая! Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

7. «Второй – лишний»

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может стать впереди любого из игроков, и тогда тот, ктооказывается позади, становиться убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями. Если играющих много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказывающийся третьим – убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»).

Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, - убегающим.

8. «Группа, смирно!»

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны исполнить в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово не произнесено, исполнить команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается около трех минут. Поокончании игры отмечают самых внимательных, т.е. тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам, шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.

9. «Точный расчет»

На полу чертят круг диаметром 40-60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача – выйти из круга, сделать восемь шагов и опять вернуться в круг.

10 «Карусель»

Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом,

А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слова «Бегом» - бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.

Вариант . На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.

11. «У медведя во бору»

Все играющие стоят свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится «берлога медведя». Дети подходят к берлоге медведя и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит к берлоге. Игра кончается, когда пойманы трое-пятеро ребят .

12. «Воробьи-попрыгунчики»

На полу площадки рисуют такой круг, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «кот» - находится в центре круга. Остальные играющие – «воробьи-попрыгунчики» - становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя воробьи-попрыгунчики начинают выпрыгивать из круга, а кот старается кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого он поймал, становится котом, а кот – воробьем-попрыгунчиком, и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Вариант. Воробьи-попрыгунчики прыгают только на одной ноге.

13. «Пустое место»

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

14. Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово "земля", то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птиц. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга.

15. Игра «Горячий мячик»

Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч (например, по часовой стрелке). Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил.

Игра тренирует внимание и скорость движений.